Ilan Thorn

Кеноби: рецензия

Можно ли написать захватывающий роман, если действие разворачивается посреди бескрайней пустыни в самом отдаленном уголке Галактики? Можно ли добиться настоящего размаха повествования, если главные герои - горстка фермеров, простенький быт которых не менялся на протяжении веков? Можно ли создать одно из лучших произведений по вселенной "Звездных войн", если в нем вообще нет звездных войн? "Кеноби" Джона Джексона Миллера убедительно доказывает, что да – все это и в самом деле возможно. На материале, из которого иной писатель не вытянул бы и рассказа (а издательство Dark Horse Comics изначально рассчитывало на небольшой комикс), он выстраивает динамичную, многоплановую и полную неожиданностей историю, которой удается быть в равной степени человечной, оригинальной и эпичной в лучших ЗВ-традициях.

С определенной точки зрения, "Кеноби" - непосредственный сиквел Третьего Эпизода, побратим и компаньон "Темный лорд: Возвышение Дарта Вейдера". Джеймс Лусено, продолжая историю Энакина Скайуокера, срифмовал ее с рождением Империи, показал государство и человека в эпицентре зловещих перемен – Оби-Ван Кеноби, напротив, ушел в изгнание, выпал из хода галактической истории и оказался там, где время словно остановилось. На Татуине никому нет дела ни до новых имперских порядков, ни до вселенских войн, ни до древнего конфликта джедаев и ситов. Есть только песок, бесценная влага в воздухе, дикие налетчики-тускены, безжалостные криминальные кланы хаттов, городские пижоны из Мос Айсли, семья, скотина, построенный предками дом и верное ружье – все это было и будет всегда. Беглый рыцарь с неподъемным грузом потерь и сожалений здесь становится просто еще одним чудаковатым таинственным незнакомцем, который тщетно пытается не привлекать к себе внимания и поэтому привлекает его все больше.

Миллер – признанный мастер "периферийных баек", события в которых происходят вдали от сияющих столиц и вершителей судеб Галактики (см. комикс-циклы Knights of the Old Republic и Knight Errant) – виртуозно воссоздает для своего романа застрявший в безвременье мир Татуина и любовно исследует его нехитрый быт, где есть место как смешному, так и трагичному. Повествование намеренно ведется от лица местных жителей, с первых же страниц погружая читателя в их маленькие истории, переживания и повседневные заботы. Особый миллеровский талант создавать ярких, запоминающихся и в то же время многогранных и убедительных персонажей здесь раскрывается в полной мере. В центре конфликта "Кеноби" находятся две фермерские семьи, давно связанные дружескими и деловыми узами: Голты поддерживают в округе порядок и (разумеется, небезвозмездно) помогают соседям обороняться от тускенов, а Колуэлы содержат магазинчик-кантину-гараж на оазисе и снабжают местных жителей всем необходимым. Молодняк ввязывается в переделки и постоянно норовит удрать, влюбиться или набить кому-нибудь морду, патриарх Оррин Голт пытается раскрутить свой нехитрый "шерифский" бизнес и ведет теневые переговоры с городским криминалитетом, а мать-одиночка Эннилин Колуэлл хлопочет по хозяйству, то и дело грозит всыпать хулиганистым отпрыскам по первое число и лишь иногда с грустью вспоминает о былой мечте поступить в алдераанский университет и повидать Галактику. Эта хозяйка оазиса – очаровательная, сильная, острая на язык, смекалистая, немного простоватая, нежно любящая своих детей и способная дать отпор хоть рейдерам, хоть песчаным людям, хоть излишне ретивым клиентам – пожалуй, одна из самых обаятельных и интересных героинь в новейшей истории "Звездных войн". Миллеру, создателю странствующего рыцаря Керры Холт, ситовой бабушки Вилии, рабыни-воительницы Джараэль и бравого геолога Адари Ваал, всегда особенно удавались женские персонажи, и сдавать позиций он не собирается. О лучшем проводнике по дикому, но симпатичному миру Татуина читателю и мечтать нельзя.

Кеноби

Но все же не "бесстрашная Эннилин" является главным героем "Кеноби". Грустный пришелец в поношенном плаще, живущий на отшибе у самой кромки Дюнного Моря, хотя и показан глазами местных жителей, не напрямую, но так или иначе присутствует в каждой главе и чем дальше, тем сильнее ввязывается – вопреки своей воле и намерениям – в интригу, которая постепенно становится все более сложной и опасной для каждого из персонажей. Миллер не повторяет ошибок той же Карен Трэвисс, которая за реалиями быта ЗВ-вселенной очень часто забывала о драматургии: сюжет в романе развивается неторопливо, но постоянно сохраняет динамику событий, а к финалу и вовсе выходит на скорости, которым позавидуют иные гонщики Бунта Ив. Оби-Ван Кеноби, формально находясь на заднем плане и умело маскируя свои навыки джедая, на деле все равно остается реальным центром истории. Автор намеками и отсылками, загадочными для действующих лиц, но очевидными для любого фаната "Звездных войн", всегда удерживает у читателя в голове образ рыцаря Старой Республики, который только что пережил самое ужасающее потрясение в своей жизни, лишился практически всех друзей и любимых, а теперь оказался на незнакомой планете, чужой и бесконечно одинокий. Местные жители его не понимают, каждый по-своему, и лишь Эннилин со временем удается немного приоткрыть душевные раны нового соседа. Лучшие эпизоды книги как раз посвящены отношениям Бена и Энни (да, в тексте это обыгрывается), заманчиво балансирующим между дружбой и любовью.

За фасадом "провинциального" приключенческого вестерна скрывается настоящая драма. "Кеноби" постоянно подчеркивает разницу между внешним обликом событий и их сутью, видимым и настоящим, никогда не раскрывая всех своих карт и смыслов. Каждый из персонажей видит лишь небольшой субъективный кусочек реальности, и даже сам Оби-Ван в немногочисленных монологах-медитациях, данных от первого лица, многого не понимает и не во всем способен себе признаться. Таким образом, Миллер подталкивает читателя к тому, чтобы самостоятельно собирать разрозненные фрагменты в единую связную мозаику истории. Истории, которая под слоем привычного юмора скрывает очень непростые темы: чувство вины, боль потерь, страх ответственности, надежда на будущие поколения. Внимательный глаз легко обнаружит в тексте отсылки и параллели с событиями фильмов и "Мести Ситов" в частности; подчас довольно язвительные – например, один из персонажей к концу романа буквально повторяет судьбу Энакина, вплоть до обреченного крика "Не-е-ет!"

В каком-то смысле двойственность "Кеноби" – отражение двойственной природы самих "Звездных войн" Лукаса. Поначалу роман кажется легким и забавным "фермерским" приключением в духе Оригинальной Трилогии, но постепенно раскрывает свой трагический подтекст, питающийся мотивами уже из Трилогии Приквелов. Джон Джексон Миллер ненавязчиво провел мост от одной эпохи к другой, от мести к надежде, и тем самым создал не просто захватывающую книгу, но еще одну неотъемлемую часть ЗВ-саги. И все это – не покидая Татуина, пустынной захолустной планетки, которая не раз и не два, сама того не заметив, оказывалась в центре исторических событий... и продолжала жить своей неизменной отшельничьей жизнью. Видно, так уж предначертано самой Силой.

Кеноби

ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Перед тем, как приступить к основному роману, стоит ознакомится с его прелюдией – коротким, но, как всегда у Миллера, необычным рассказом Incognito, написанным для журнала Star Wars Insider #143 от июля 2013 года. Заря Нового Порядка в нем показана глазами одного из сенаторов, причем речь идет не о каком-нибудь достопочтенном гуманоиде, а о незаметном грызуне-кедоржанине. В Республике этот коротышка-шахтер был громким голосом в защиту угнетенных, но теперь не смеет даже прикрикнуть на хулиганов в общественном транспорте.

Миллеровские персонажи всегда отличались оригинальностью по меркам ЗВ-литературы, и Дьюэлл Бронк определенно является одним из лучших его героев. Несколькими экономными бытовыми штрихами (близорукость, ловкость в обращении с детьми, предосторожности насчет багажа) автор задает сложный убедительный характер и продолжает исследовать его даже тогда, когда в сюжет несколько грубовато вторгается интрига. Через внутренний конфликт протагониста рассказ точно выводит центральное противоречие всей эпохи Империи – или, если подумать, жизни при любом тоталитарном государстве: на что способен хороший человек в ужасное время? Возможно ли жить инкогнито, скрываясь и храня молчание, или же больших успехов можно добиться, поставив свой голос на службу другим? В рассказе сенатор находит свой ответ. А его неназванный спутник в плаще и с ребенком в руках отправляется дальше, на Татуин.

Рецензия изначально опубликована 6 декабря 2015 на портале Jedi Council